Обзор книги «Дзен в искусстве стрельбы из лука» (Ойген Херригель)
Херригель Ойген — автор книги «Дзен в искусстве стрельбы из лука». Он описал свой путь постижения дзена, который получил в Японии, работая с мастером и наставником Кэндзё Ава. Ни один день и ни один год ушел на то, чтобы хотя бы на шаг приблизиться к самому таинственному опыту — к «великому учению». Шаг за шагом он делал упражнения, которые давал ему наставник, и начал свой путь Херригель с самого нуля. Большое желание и рвение то толкали его вперед, то наоборот он изнашивал себя так, что порой хотел сложить руки и бросить начатое. Но мудрость мастера помогла ему достичь то, к чему шел Херригель. Он постиг ту самую тайную, о которой только слышал — он постиг Дзен.
На протяжении многих лет попытки обучения Херригеля были тщетными. Он делал все, чему обучал его наставник — работал над дыханием, расслаблением тела и другое… Но все это не давало никаких результатов, чтобы хотя бы на шаг приблизиться к «великому учению» — приблизиться к дзену. Слишком большие старания и размышления о том, что он делает, упражняясь, сильно мешали ему. Он делал все слишком правильно и много рассуждал и анализировал все свои действия.
«У вас ничего не получается именно потому, что вы стараетесь, потому что думаете об этом — сказал ему учитель — Концентрируйтесь исключительно на дыхании, как-будто вам нет дела ни до чего другого!».
Херригель стал концентрироваться на дыхании и на том, чтобы натягивание лука происходило в расслабленном состоянии. Со временем у него стало получаться, и он посчитал, что наконец-то научился «духовно» натягивать лук. Но этого было мало. Необходимо было работать дальше и освобождать себя от психологических привязок. Он начал работать над самим процессом выстрела.
Сам учитель ни раз показывал насколько легко и просто должен происходить процесс выстрела. Это поразило Херригеля, он стал упорно работать над плавностью пуска, будучи в расслабленном положении, но у него ничего не получалось. Казалось, все что он изучил ранее уже не помогало ему. Как бы не пытался соединить он полученные знания в одно целое, его огромное количество попыток выстрелов были тщетными, и попытка достичь дзен отошла от него на несколько шагов дальше.
Проходили еще месяцы плодотворной, но безрезультатной работы. Херригель понял, что необходимо работать над зажатостью правой руки, которая делает выстрел. Он понял, что при выстреле не должно быть никаких резких движений, но сделать плавный мягкий выстрел не мог.
«Вы должны держать натянутую тетиву примерно так, как маленький ребенок держится за протянутый ему палец. Он захватывает его с такой силой, что удивляешься силе крошечного кулачка. А когда он отпускает ваш палец, это происходит без какого-то бы то ни было рывка. Знаете, почему? Потому, что ребенок вовсе не думает, например, так: «теперь я отпущу палец, чтобы схватить вот эту вещь.».
Слова лишь запутали Херригель, но мастер дал понять ему, что он слишком много думает и очень старается все сделать правильно. Такие размышления мешали ему, и необходимо было себя освобождать от этого.
Путь освобождения был нелегким, но некоторые этапы Херригель были уже позади. Он научился расслаблять тело, но до выстрела как его делает мастер, было еще далеко.
Занятия были однообразными. Херригель раз за разом выполнял одни и те же упражнения, и это утомляло его. В какой-то момент, начали опускаться руки, пока однажды мастер не перевел его на новый этап обучения. Теперь ему необходимо было перевести расслабленность тела в расслабленность души и духа. Задача была — обрести духовную свободу, и в этом помогало еще более осознанное и сконцентрированное дыхание. И Херригель работал. Он работал над дыханием, и освобождал себя от разного рода психологических привязок. Результат работы был. Херригель все меньше и меньше становился восприимчив на внешние раздражители.
«Нужно лишь следить за тем, чтобы тело было как можно более расслабленным — когда идешь, стоишь или лежишь, — а также нужно концентрироваться на дыхании.»
Со временем Херригель научился погружаться в себя глубже. Он концентрировался на собственном дыхании, и его сознание окутывал легкий туман. Уходили чувства, эмоции, переживания. Эти переживания, конечно, я не передам своими словами, потому цитирую фрагмент из книги:
«Это — состояние, в котором больше не думаешь, не стремишься, не желаешь ничего конкретного. Оно не имеет никакого определенного направления и, вместе с тем, способно направить свою силу на все возможное и невозможное — это состояние, в основе своей свободное от цели и от «я», обозначалось мастером как «духовное» в собственном смысле слова. Оно действительно несет духовную бодрость и поэтому также называется «правильным присутствием духа». Это означает, что дух присутствует везде, нигде не задерживаясь, ни к чему не прилипая. Он присутствует и может оставаться везде, потому что, даже взаимодействуя с каким-либо предметом или явлением, не цепляется за него и не теряет своей изначальной подвижности. Подобно воде, которая наполняет пруд, но в любой момент готова вытечь из него, дух может снова и снова раскрываться в творчестве, проявляя свою неистощимую силу, потому что он свободен и, открываясь всему, может быть пустым. Такое состояние и есть на самом деле истинное первобытие, и его образ, пустой круг, общается с тем, кто стоит в нем.»
Продолжая занятия, Херригель все еще не мог освободить себя полностью. Он думал о выстреле, и в этот момент самопогружения не происходило. Три года практики не приводили к желаемому результату, у него снова опускались руки.
Со временем он понял, что его ошибка в том, что пальцы руки, которая держит тетиву слишком сжимают большой палец. Он нашел этому решение.
«Когда я, сильно натянув лук, осторожно и медленно вытягивал сжатые пальцы, наступал момент, когда большой палец, более не удерживаемый остальными, как будто сам по себе вырывался из своего положения; так происходил выстрел — молниеносно и подобно тому, как «снег сваливался с листа бамбука».
Его выстрелы стали более ровными и равномерными. Но то, что он сейчас наработал мешало погружению в себя, т.к. внимание уходило на правую руку. И только после того как Херригель поработал над техническую часть на столько, чтобы она была привычной, он успокоился.
На тренировках все также не получалось так, как должно получаться. Казалось, снова дзен был далек, и надежды его постигнуть, тухли. Но однажды, на тренировке мастер остановил занятие. Он поклонился и сказал: «Только что выстрелило „оно“. «Оно» — для мастера это и было духовное освобождение от собственного «я». Херригель понял, и продолжал упражняться. Выстрелы все чаще получались так как надо, но он пока не понимал как.
«Как получалось, что они совершались без моего участия и будто сами по себе, как получалось, что моя почти закрытая правая рука вдруг раскрылась и отлетала назад, я не смог бы объяснить ни тогда, ни сейчас»
Херригель перешел на новый уровень. Мастер стал давать ему новые упражнения. Установив мишень на высокой и песчаной насыпи на расстоянии 60 метров, учитель легко попал в нее. К тому же мишень с трех сторон была ограничена стенами, и находилась под красиво изогнутой кирпичной крышей. Все это делало задачу сложнее в сотню раз. Попасть в мишень у Херригель не получалось совсем. Стрелы и вовсе не долетали, они застрявали в насыпи.
«Ваши стрелы не долетают до цели потому, что вы еще недостаточно духовны, — заметил мастер. — Вы должны вести себя так, будто цель находится на бесконечном удалении от вас. Мастера стрельбы знают тот обычный факт, что хороший стрелок из лука средней мощности стреляет дальше, чем бездуховный стрелок из самого тугого лука. Иными словами, дело не в луке, а в „присутствии духа“ , в жизненности и бодрости, с которыми вы стреляете. Чтобы теперь довести эту духовную бодрость до высшего предела, вам следует провести церемонию стрельбы по-другому, нежели раньше: она должна напоминать, например, то, как танцует настоящий танцор. Если вам это удастся, все движения вашего тела будут зарождаться в той „середине“, в которой совершается правильное дыхание. Вдохновитесь настоящим моментом, представьте, что вы как бы творите церемонию, так что танец и танцующий становятся едины. Если вы превратите церемонию стрельбы в культовый танец, бодрость вашего духа достигнет наивысшей силы».
Херригель не понимал…. и задавался вопросами о том, что должны быть взаимосвязи, обеспечивающие правильный выстрел. Например, между кончиком стрелы и мишенью и некоторая выверенность — нацеливание, которая даст попадание.
«Конечно, такая связь есть, — ответил мастер, — и вы сами легко можете найти требуемое положение. Но если вы научитесь почти с каждым выстрелом попадать по мишени, вы станете не кем иным, как умелым стрелком, который позволяет себя увидеть. Для честолюбивого человека, считающего свои попадания, мишень — это жалкий клочок бумаги, который он кромсает. „Великое учение“ стрельбы из лука считает это настоящей чертовщиной. Оно знать ничего не знает о мишени, установленной в определенном удалении от стрелка. „Великое учение” знает только цель, которая никоим образом не может быть достигнута технически, и эту цель оно называет, если называет вообще, Буддой»
Херригель стал работать над стрельбой без прицеливания. Сначала стрелы летели куда угодно, потом его это не волновало, а потом он снова вернулся в свои размышления. Мастер успокоил его, он дал понять, что все переживания напрасны, ведь мастером по стрельбе из лука можно стать даже если не каждый выстрел будет попадать правильно в цель.
«… Эти отметины от попаданий на мишени — только внешняя проверка и подтверждение вашей, доведенной до высшей степени, свободы от намерений, свободы от себя, отрешенности…»
Через время у Херригель снова получился тот самый настоящий выстрел. «Оно тут! Поклонитесь!» — сказал мастер и отпустил его домой, дабы Херригель не поддался искушению сильно стараться с последующими выстрелами.
Выстрелы Херригель стали получаться все чаще. Но искушение начать снова размышления возвращались.
«… Вы не должны огорчаться из-за плохих выстрелов — это вы уже давно усвоили. Теперь добавьте к этому — не радоваться хорошим. Вы должны прекратить метаться из стороны в сторону между радостью и огорчением. Вы должны научиться находиться над ними, в расслабленном равнодушии, т. е. радоваться так, словно стрелял кто-то другой, а не вы. Вы должны неустанно упражняться и совершенствовать подобное отношение — вы даже не можете представить, насколько оно важно».
Продолжая работать, в какой-то момент Херригель перестал понимать что происходит. У него выгорело желание анализировать свое настроение и анализировать хороший ли был выстрел или плохим. Он все ближе и ближе подходил к самому настоящему дзену, и он подошел.
Пришло время сдать экзамен. Он был необходим дабы показать не столько мастерство и технику в стрельбе, сколько свою духовную составляющую. После экзамена Херригель должен был возвращаться на родину. Как после многолетнего обучения продолжать заниматься стрельбой из лука без мастер, он не понимал.
«… Вы достигли уровня, на котором ученик и учитель уже не два разных, а один и тот же человек. Поэтому вы можете расстаться со мной в любой момент…».
И на прощание мастер подарил свой самый лучший лук.
«Стреляя из этого лука, вы будете чувствовать, что мастерство мастера пребывает рядом. Никогда не давайте его любопытствующему! А когда вы перерастете этот лук, не сохраняйте его как память. Уничтожьте его, чтобы не осталось ничего, кроме кучки золы!»
От автора статьи.
Я кратко прошлась по содержанию книги. С постижением дзена я не сталкивалась, но для себя поняла, что чтобы его достичь или хотя бы приблизиться к нему, необходимо полное освобождение себя от разного рода психологических привязок. Не нужно думать о том, правильный ли выстрел, и оценивать его. Не нужно сильно впадать в размышления, но немного необходимо поработать над расслабленностью тела. Дух не приходит туда, где есть зацепки и привязки. Дух там, где есть свобода.
Автор статьи Людмила Вердана
Список учебной литературы по стрельбе из лука Вы можете изучить по ссылке:
https://www.myarchery.com.ua/archery-books/
Если Вам нужна помощь в поиске электронной книги для чтения, пишите мне в форму обратной связи.